С тех пор, как появилась компания «Новая Почта» не утихают споры на тему – кто же лучше – они или старая добрая (хотя, к слову, не всегда и не ко всем – тут уже как повезет) «Укрпочта»? Чем больше отделений «Новой Почты» появляется в городах нашей родины, тем больше всяких трений по этому поводу. Мы тоже решили попробовать разобраться, кто же из них все-таки занимает лидерские позиции по разным направлениям. Согласны, в некоторых моментах вопрос очень спорный и, можно даже сказать, животрепещущий, поскольку однозначное мнение на эту тему весьма сложно сформировать. Но мы все-таки постараемся.
Начнем с краткого экскурса в историю каждой из компаний, проследим за их развитием с момента основания и до наших дней. Рассмотрим основные услуги и выясним, пересекаются ли они между собой. В итоге попробуем выделить основные плюсы и минусы каждого оператора и сравним эти параметры.
«Укрпочта»
История – с момента основания и до нашего времени
Одна из старейших в нашей стране, основана еще в 1994 году и подчиняется Министерству инфраструктуры Украины. В составе акционерного предприятия находится 29 филиалов:
• Генеральная дирекция;
• 25 региональных дирекций;
• Дирекция обработки и перевозки почты;
• Информационно-расчетная дирекция;
• Автотранспочта.
С этого времени до сегодняшнего дня было несколько реорганизаций компании под разными формами собственности. На сегодня пока что единственным акционером является наше государство в лице Министерства инфраструктуры.
Поскольку дела у государственного предприятия такого уровня шли не очень успешно, кроме смены формы собственности, был проведен ребрендинг и смена логотипа. Сейчас компания взяла курс на развитие по примеру таких известных перевозчиков, как Deutsche Post или Austria Post. До сих пор происходит реорганизация работы государственного оператора. Изменения будут значительны - закроются отделения, находящиеся в небольших поселках. Вместо этого «Укрпочта» будет доставлять посылки по принципу курьерской доставки из крупных поселков в близлежащие.
К слову, в прошлом году были приобретены 279 новых автомобилей для этих целей, что стало рекордом за предыдущие 5 лет. Компания наняла много новых сотрудников и продолжает активно обновлять свои офисы – делать ремонты, завозить новое оборудование, оргтехнику. Государственный оператор позиционирует себя, как «Главная почта страны».
Направления деятельности
Их достаточно много, поскольку компания существует уже давно:
1) Пересылка почтовых отправлений, включая бандероли, письма, посылки, открытки – как внутренних, так и международных;
2) Выпуск почтовых марок и филателисткой продукции;
3) Оформление предоплаты и доставки на периодические издания – газеты, журналы;
4) Сдача в аренду абонентских ящиков для корреспонденции;
5) Предоставление посреднических услуг по оплате коммунальных услуг;
6) Выдача пенсий, социального страхования, денежной помощи от лица государства.
В последнее время «Укрпочта» старается всячески сделать рекламу и привлечь внимание младшего поколения, поскольку сейчас среди молодежи не популярно писать письма или слать друг другу поздравительные открытки. Пока что она популярна среди людей средней и пожилой возрастной категории. Хотя, в последнее время для привлечения клиентов она принимает участие в благотворительных акциях.
Теперь рассмотрим историю и направления деятельности компании-конкурента.
«Новая Почта»
История основания
Компания была основана в 2001 году как сервис экспресс-доставки посылок, документов и грузов. На момент основания количество сотрудников было всего 7 человек. Идея создания появилась не случайно – в начале двухтысячных никаких сервисов такого плана не существовало в принципе. Молодежь, наверное, и не вспомнит, но тогда пересылку можно было осуществить разве что через водителя маршрутки или проводницу в поезде. При том, что тут вы могли полагаться только на честность человека, через которого вы передаете посылку. Никто никаких гарантий не предоставлял. Существующие перевозчики на то время имели настолько скромную географию перевозок и то, только особо крупных грузов, что пользоваться их услугами могли только единицы. Бизнес пошел в гору только в последние годы. Первые три года компания прибыли не приносила вовсе, а работала на продвижение и узнаваемость бренда в нашей стране.
География представительств охватывает все области Украины и в количественном выражении составляет 2300 штук. Отделения (представительства) есть в 1000 городов, городков и поселков. Доставка осуществляется в 28 000 населенных пунктов. Ее автопарк насчитывает более 3600 автомобилей. В 2014-м году «Новая Почта» стала осуществлять международные пересылки грузов и документов и сейчас охватывает уже 200 стран.
Направления деятельности «Новой Почты»
Компания постоянно динамически развивается, увеличивая количество отделений и географию охвата своими услугами:
• доставка посылок, грузов, багажа и документации;
• денежные переводы через свою собственную систему ForPost;
• «камера хранения» - отправления находятся в отделении за небольшую плату (вы приносите посылку, платите за хранение, а в тот же день или на следующий ее забирает ваш получатель в этом же отделении).
Что положительно – над улучшением сервиса идет постоянная работа, это заметно по тому, как быстро вы можете получить или отправить свою посылку в любом из отделений и с каким настроением вы уйдете после этого. Помимо этого, в ее представительствах есть возможность рассчитываться банковской картой, чего нельзя сказать о компании-конкуренте. Сопутствующие услуги – если вы часто делаете отправления, то можете составлять декларации самостоятельно на сайте «Новой Почты», это еще и принесет бонусы вам – по 2 грн. за каждую заполненную декларацию, которые можно затем использовать в качестве оплаты за получение грузов. Плюс, это сократит время вашего пребывания в отделении. При поступлении отправления, уведомление сразу же приходит на ваш смартфон/мобильный телефон.
«Новая Почта» участвует во множестве благотворительных проектов – в некоторых как участник, в других, как основатель. Оператор позиционирует себя как «Доставка будущего» и хочет сделать эту услугу легкой и максимально удобной для всех – как для бизнеса, так и для физических лиц. В 2016 г. «Новая Почта» была включена в рейтинг топ-5000 европейских компаний, показывающих наивысшие темпы развития за короткое время.
История конкуренции
Оба оператора конкурируют между собой за клиентов. Между ними идут просто-таки непримиримые баталии в прессе и в судах. Конкуренция эта, скажем прямо, не всегда честная, поскольку государство явно подыгрывает своему предприятию – например, поводом для обращения представителей «Новой Почты» в Антимонопольный комитет стало то, что государство дало «Укрпочте» эксклюзивное право арендовать государственную и коммунальную собственность любой площади по цене в 1 грн./в год. Мало того, игра в пользу «Укрпочты» идет на всех уровнях, поскольку НБУ выдал ей лицензию на осуществление денежных переводов, не открывая при этом счетов. При этом, ей также выдали право на осуществление деятельности с международными платежными системами.
Заметно, что государство пытается спасти свой актив всеми силами. С одной стороны, это и понятно, ведь она является его активом. Но с другой стороны – при этом, якобы от частных лиц, происходит давление на «Новую Почту» (а иногда и не от частных). Все помнят громкий скандал с серией проверок, изъятием документации, компьютеров и серверов, с огромной поддержкой «Новой Почты» от людей через соцсети. Скорее всего, именно эта поддержка и сыграла решающую роль – «Новую Почту» все-таки оставили в покое.
Что касается услуг, которые предоставляют эти операторы, то в некотором роде они пересекаются – пересылка документов/посылок/грузов/денежных средств. Но в некоторых позициях «Укрпочта» все же монополист – кроме нее выдачей пенсий или социалки, перечисление коммунальных платежей, оплатой пеней и штрафов занимаются разве что банки и то, не всякий банк. Оба оператора периодически повышают тарифы и говорить о сильной разнице в стоимости пересылки отправлений между ними не имеет смысла.
По предоставленным конкурирующим услугам «Новая Почта» намного опережает конкурента. По показателям на 2017-й год, количество посылок, отправленных «Новой Почтой» перевалило за 145 миллионов, в то время, как конкурентом - всего 21 миллион. Эти показатели демонстрируют уровень народного доверия к компаниям.
В качестве выводов
Факторы, влияющие на разницу в популярности:
• скорость обслуживания в перерасчете на одного клиента;
• удобство расположения отделений;
• скорость пересылки посылок;
• удобство произведения взаиморасчетов;
• доступность и открытость информации касательно состояния вашей посылки;
• личное отношение сотрудников компании к каждому отдельно взятому клиенту.
Последний пункт может быть спорным, потому, как и в «Укрпочте» работают приятные люди, тут, в первую очередь, срабатывает человеческий фактор. Популярность «Новой Почты» также может объясняться тем, что экономически активное население, которое в основном, пользуется ее услугами, это люди молодого возраста – от 18 до 50 лет. Людям постарше с этим сложнее. Хотя, тут тоже работает человеческий фактор - есть пенсионеры, по скорости восприятия информации, дающие фору любым молодым людям. Каким именно оператором почтовых отправок пользоваться, решать вам. От себя отметим, что курьерскую доставку по Украине наш интернет–магазин осуществляет только с помощью «Новой Почтой».