Завершая наш цикл о велосипедах, мы не можем не акцентировать свое внимание на еще одном их виде, пожалуй, самом новом – электровелосипеде. Он был создан для «продвинутых юзеров», которые уже умеют ездить на велосипедах, но скорости, которую может развить обычный велосипед, уже слишком мало. Или просто вам лень иногда крутить педали.
Рассмотрим подробнее, какие бывают типы электровелосипедов, их виды, какие у них комплектующие. Электробайки бывают двухколесные или трехколесные. Трехколесные электровелосипеды предназначены, в основном, для перевозки грузов. Они устойчивы, обладают большой грузоподъемностью, однако, не настолько маневренны, как двухколесные модели. Это «рабочая лошадка», как и туристический велосипед. Только в этой модели нет необходимости крутить педали, он сам все сделает, если, конечно, не забывать ставить его на подзарядку.
Касательно типа, то бывают складные электровелосипеды – они небольшого размера, легко складываясь, могут поместиться в багажник автомобиля, городской транспорт или просто в руки. Большие нагрузки они не переносят и могут чаще ломаться, чем модели, которые имеют монолитную конструкцию.
Цельные (монолитные) электровелосипеды отличает надежность, прочность и длительный срок эксплуатации. Их сложнее перевозить в транспорте и для хранения необходимо выделить отдельное место.
По характеристикам есть также определенное деление электровелосипедов. Втулочные редукторные мотор-колеса – отлично справляются с покорением холмов и горок, поскольку предоставляют хороший крутящий момент. Они весьма экономны, потребляя мало заряда аккумулятора, легкие по весу. Но большую скорость вы на нем не разовьете (до 32 км/ч). Потому для спокойной езды по городу с неровными дорогами они подходят идеально.
Электровелосипеды с прямым приводом (втулочные безредукторные) позволят набрать высокую скорость (до 40 км/ч), но расход энергии аккумулятора у них больше. Вес и размеры таких двигателей значительно больше, чем у редукторных моделей.
Поскольку эти велосипеды работают на электрике, то такое понятие, как мощность мотора, также имеет место быть среди основных характеристик. Измеряют ее в ваттах, а влияет она на время разгона велосипеда до максимальной скорости и ее значение, его грузоподъемность. Соответственно, чем показатель мощности больше, тем эти показатели выше. Поэтому, есть несколько категорий электровелосипедов, в зависимости от мощности: малая мощность (до 350 Вт); средняя (до 500 Вт); высокая (выше 500 Вт).
По расположению мотора также есть деление электровелосипедов на 2 вида привода: передний (мотор расположен рядом с передним колесом) и задний (мотор расположен возле заднего колеса). Электровелосипед с передним приводом имеет простую конструкцию, хорошим вхождением в повороты, отличной сбалансированностью. Такое расположение мотора может усложнить снятие переднего колеса, сложностью перевозки в транспорте. Такие модели не позволят набрать слишком большую скорость, однако в большинстве случаев она и не нужна.
Модели с задним приводом (при размещении мотора возле заднего колеса) отличает большая грузоподъемность, хорошее сцепление колес с дорогой, а также лучшая сбалансированность. Можно также разместить мотор посредине рамы, что улучшит балансировку велосипеда в целом. Иногда встречаются модели электровелосипедов, в которых мотор размещается на багажнике, но такие модели достаточно дорого стоят и поэтому теряется смысл в их покупке.
По управлению мотором есть несколько видов велосипедов – с педальным управлением, и с рулевым. Главной особенностью педального управления является то, что вам все равно придется их крутить, однако, это будет намного легче, чем если бы вы ехали на обычном велосипеде. Рулевое управление напоминает управление мотоциклом – педали крутить вам не придется (а в некоторых моделях они и вовсе не предусмотрены), ручка управления велосипедом находится непосредственно на руле. Есть некоторые модели электровелосипедов, которые совмещают оба типа управления.
Педальное управление предусматривает несколько вариантов набора нужной скорости. У велосипедов, в которых совмещены оба типа управления, педальное управление сильно упрощено (до 1 режима). Поэтому в них ручное управление превалирует, а педальным можно воспользоваться только по ровной трассе.
Контроллеры, которыми комплектуются велосипеды, могут работать в двух режимах управления. Отличие в том, что в педальном режиме к контроллеру прилагаются два датчика – силы вращения педалей и их скорости. А в рулевом управлении сигналы поступают от акселераторной ручки.
В некоторых моделях электровелосипедов с прямым приводом поддерживается функция круиз-контроль (позволяет поддерживать заданную скорость на одном и том же уровне на протяжении поездки), а также есть индикатор уровня заряда и функция рекуперации (торможение, при котором часть энергии движения переходит в электрическую и подзаряжает аккумулятор (не более 5% заряда).
Запас хода электровелосипеда бывает разным и пишется в характеристиках к нему. Однако, не факт, что ваш фактический запас хода будет соответствовать заявленным параметрам. Он может увеличиваться/уменьшаться под действием факторов: мощности мотора; веса велосипедиста, а также багажа и самого велосипеда; типа дорожного покрытия; направленности ветра; скорости движения; использование велосипеда (только электромотор или электромотор + педали).
Уровень максимальной скорости, которую вы можете набрать, зависит от мощности установленного двигателя. Есть электровелосипеды, способные разогнаться до 50 км/ч. В основном, электровелосипеды могут развить скорость до 40 км/ч. Подростковые электровелосипеды могут набирать до 30 км/ч, а детские – до 15 км/ч. Однако, помните, что при поездках на высокой скорости риск травмироваться сильно возрастает, поэтому не забывайте о средствах индивидуальной защиты (шлемы, налокотники/наколенники и, конечно же, внимательность).
Основная масса электровелосипедов рассчитаны на подъем веса до 150 кг. Однако, учитывайте, что это общий вес, который состоит не только из веса самого велосипедиста, но также из веса его багажа, экипировки, одежды и т.п. Электровелосипеды имеют также свой уровень пыле- и влагозащиты. В основном, этот параметр соответствует IP54 (полная защита от попадания пыли, а также от брызг воды под любым углом). Так как это электроприбор, то после попадания под дождь не забывайте протирать и просушивать электромотор и систему управления насухо.
В электровелосипедах используется несколько типов аккумуляторов. Свинцово-кислотные (SLA) – тяжелые, недолговечные (до 500 циклов перезарядки), зато отличаются дешевизной. Литий-ионные (Li-Lon) – более долговечные, могут выдержать хоть 1000 циклов. Однако, они по цене дороже предыдущего варианта. Наиболее распространенные – литий-марганцевые и литий-полимерные. Литий-фосфатные (LiFePO4) – уже значительно долговечнее, чем литий-ионные и могут продержаться 2000 циклов перезарядки. Один недостаток – очень высокая цена. Их часто используют службы курьерской доставки. Существуют также аккумуляторы литий-металл-гидритные (NiMH) – выдержат примерно 600 циклов перезаряда. Они подбираются на заказ, в обычной комплектации их не встретишь.
Еще одним параметром электровелосипедов является рабочее напряжение. Величина которого прямо пропорциональна увеличению мощности двигателя. Напряжение в 24 В – встречается в легких и наименее скоростных моделях с мощностью двигателя до 350 Вт, и максимальной скоростью до 29 км/ч. Среднее напряжение в 36 В – можно встретить в велосипедах, мощностью до 500 Вт и максимальной скоростью до 32 км/ч. В мощных моделях электровелосипедов (от 500 Вт) встречается рабочее напряжение от 48 до 60 В, а максимальная скорость, которую они способны при этом развить, составляет 50 км/ч и более. Емкость аккумулятора (измеряют в А*ч) напрямую влияет на запас хода – чем она больше, тем запас хода выше. Однако, на зарядку такого емкого аккумулятора также уйдет больше времени. Полная зарядка аккумуляторов в электровелосипедах занимает порядка 4 – 8 часов.
Снова напомним вам, что не стоит пренебрегать собственной безопасностью и игнорировать приобретение средств защиты – таких как шлем, перчатки, наколенники/налокотники. Также не забывайте о ремонтном наборе (гаченые ключи, шестигранники, пара отверток, насос) и запаска точно не повредят. А дополнительные аксессуары, типа, велокомпьютеров, фляг для воды, багажников, фар, звонков, подножек приобретаются по возможности и желанию. Всегда обращайте внимание на необходимость приобретения того или иного аксессуара, чтобы он не упал на полку мертвым грузом и не стал ненужной тратой денег.
Ну, вот мы и рассмотрели все возможные варианты велосипедов, для того, чтобы вы могли подобрать себе достойный велосипед для своих нужд (будь то городской, горный, фэтбайк, электровелосипед). Надеемся, наши советы по выбору помогут вам определиться с выбором велосипеда, ну, а огромный ассортимент велосипедов представлен, как обычно, на нашем сайте.