Так как в последнее время появилось просто невероятное количество смартфонов, планшетов и просто фотоаппаратов, которые позволяют сделать весьма приличные фотографии, мы решили провести маленький ликбез на эту тему. Потому как фотография – это искусство. Следующие приемы помогут вам делать поистине выдающиеся снимки.
Приемов существует огромное количество, мы же подобрали самые нужные в повседневной жизни. Однако, их также получилось немало, потому мы разбиваем статью на две части. Итак, в первой части предлагаем рассмотреть такие категории:
• использование «золотого сечения»;
• правильный подбор соотношения сторон кадра;
• использование экспозамера;
• коррекция баланса белого;
• пользуемся вспышкой осторожно;
• выставляем резкость;
• пользуемся гиперфокальным расстоянием.
Использование «золотого сечения»
Правилом «золотого сечения» изначально пользовались художники. Оно состоит в том, чтобы разделить ваш кадр (обычно, это прямоугольник) линиями по горизонтали, и по вертикали, таким образом, чтобы разбить кадр на трети, равные между собой. В точках их пересечения и должны располагаться важные объекты, так как там концентрируется основное внимание на фотографии. Это – своеобразные «узлы внимания», цепляющие взгляд, поскольку невозможно сконцентрироваться одновременно на всем снимке сразу. Во многих цифровых камерах есть встроенная сетка, которая базируется на этом правиле.
Это правило позволит упростить восприятие вашей фотографии и сразу сфокусироваться на основном. Если не знаете, как лучше запечатлеть тот или иной объект, можете смело пользоваться ним. Однако, не стоит постоянно пользоваться только ним, есть множество других приемов, использование которых поможет вам внести разнообразие в вашу съемку.
Правильный подбор соотношения сторон кадра
Соотношение сторон кадра – наше все. Правильно подобрать этот параметр может далеко не каждый, а ведь благодаря его использованию фото выглядит максимально органично и естественно. Обычно нормальное соотношение сторон – это 2:3 или 3:4. Но могут быть разные варианты – в зависимости от того, что вы фотографируете и на чем решили сделать акцент. Основная масса камер (как в смартфонах/планшетах, так и профессиональных/полупрофессиональных) дают возможность задать соотношение сторон, которое вас подойдет на этапе фотографирования. Преимуществом такого кадрирования будет то, что вы можете сразу подобрать оптимальный вариант. Однако, есть вероятность того, что удачный кадр за это время просто пропадет. Тогда – фотографируйте, как есть, главное – поймать удачный момент. Потом откорректируете на компьютере с любой из программ постобработки фото. Главное – просто соблюдайте соотношение сторон, близкое к естественному, и тогда вам не в чем будет себя упрекнуть.
Использование экспозамера
Экспозамер позволяет измерить количество света, что поступает на матрицу камеры и в зависимости от этого выставлять экспозицию. Есть разные типы экспозамера: матричный, центровзвешенный и точечный. Матричный экспозамер является стандартом среди фотокамер уже более 30 лет. В условиях равномерного освещения, например, в солнечную погоду днем, этот вариант использовать лучше всего, поскольку кадр делится на участки, которые по-разному реагируют на освещенность. А количество таких участков может быть разное, все зависит от типа камеры (например, у камер Nikon этот показатель идет за 1000).
Центровзвешенный – отвечает за замер света в какой-то части кадра, при этом, остальная часть будет темнее, чем центр кадра. Так как фокус идет на центр кадра, то остальная часть будет затемнена равномерно – от центра к краям.
Точечный - используется, когда фотографируемый объект ярче, чем фон, на котором он находится. То есть, получается, что при съемке игнорируется фон и остальные объекты, за исключением того, на котором была фокусировка.
Коррекция баланса белого
Основная масса пользователей – непрофессиональные фотографы, потому съемку ведут сразу в формат jpeg. Плюс, если вы фотографируете в условиях искусственного освещения или свет падает в кадр неравномерно, имеет смысл подкорректировать баланс белого в кадре вручную. Конкретно настройки выставляются под тип камеры, на которую ведется съемка. При выставлении этого параметра учитывайте, что перенасыщение холодными оттенками сделает вашу фотографию слишком блеклой и неестественной. Для облегчения задачи любой цифровой фотоаппарат (даже камера в смартфоне/планшете) даст возможность выставить этот режим автоматически. В любом случае, правильное использование баланса белого требует достаточной сноровки и, если пока не сильно уверены в себе – стоит пользоваться автоматическим режимом.
Пользуемся вспышкой осторожно
Вспышка предназначена для использования в условиях слабой освещенности либо неравномерного падения света на фотографируемый объект. Вспышка может быть использована не только ночью (что, вроде как естественно), но и днем – при ярком свете солнца, когда солнечный свет не равномерно падает на объект. А вот ночью учитывайте, что фотографируемые предметы/люди должны быть в диапазоне освещения – для цифровых фотокамер и смартфоном это расстояние обычно находится в радиусе не больше 3 м. Конечно, встроенная вспышка не даст того же эффекта, как, скажем, внешняя. Но, если набить руку, то и со встроенной вспышкой можно получить неплохой результат.
Выставляем резкость
Расплывчатые фото могут получаться не только при неправильном режиме съемки движущегося объекта, но также при достаточно широкой диафрагме объектива (например, F/2.8). Чем меньше диаметр диафрагмы, тем более четкие фотографии у вас получатся. Также, резкость можно регулировать, используя правильное фокусное расстояние к снимаемому объекту. Чем ближе к объекту съемки – тем менее резкие будут ваши фотографии. В новых смартфонах (типа, Samsung Galaxy S9, Huawei P20 и других моделях этого года выпуска) повсеместно используется популярный ныне «эффект боке» - это размытие заднего плана, позволяющее акцентировать внимание на первом плане – например, человек, картина, животное, произведение искусства. Тут все параметры являются встроенными, особо не нужно никаких специальных действий руками производить.
Пользуемся гиперфокальным расстоянием
Это расстояние позволяет поймать такие кадры, где и задний фон, и передний план получаются одинаково резкими. Гиперфокальным называют расстояние фокусировки, своеобразную точку, найдя которую вы сможете снимать максимально резкие фото. Как ее найти? В принципе, не сложно – нужно знать несколько параметров, которые входят в формулу. ГР = фокусное растояние2/кружок рассеивания*диафрагму. Например, объектив у нас обладает фокусным расстоянием 35 мм, диафрагма при этом F/11. Итак возводим в квадрат фокусное расстояние: 35*35=1225 мм. Затем берем диафрагму – 11 и умножаем ее на 0,03 (стандартное значение кружка рассеивания при такой диафрагме): 11*0,03=0,33. Теперь: 1225/0,33=3712,12 мм. Переводим в метры и получаем гиперфокальное расстояние – 3,71 м.
Таким образом, наша точка фокусировки должна быть на этом расстоянии, а все в пределах от 1,85 м (половина гиперфокального расстояния) и до бесконечности попадет в зону допустимой резкости. То есть для человеческого восприятия этого будет достаточно, чтобы картинка виделась очень резкой. Такие просчеты хороши, когда вы снимаете пейзажи – горы особенно хорошо получаются. Если вы пользуетесь одним и тем же объективом, то значение будет равным для всех последующих съемок, потому вам стоит произвести вычисления всего один раз и запомнить этот параметр.
В этой части мы рассмотрели более точные параметры, которые помогут нам композиционно выстроить сам кадр. А вот о художественной части снимков мы поговорим во второй части нашей статьи. Да, фотография – это серьезно, и, если вы хотите получить отличные снимки превосходного качества, которые будут радовать вас и не только вас долгие годы, возвращая приятные воспоминания об отпуске или путешествиях, важных жизненных моментах – тогда стоит все эти параметры учитывать. Ну, а в преддверии отпуска стоит позаботиться о хорошей фототехнике, которая будет под рукой в моменты, которые хочется запечатлеть навсегда – ее можно приобрести в нашем интернет-магазине – тут всегда в наличии отличный выбор гаджетов от мировых лидеров гаджетостроения.