По основным видам велосипедов мы кратко пробежались. Теперь попробуем разобраться в параметрах подбора велосипеда для себя. Ведь в любом веломагазине вас обязательно о них спросят. Потому, небольшая шпаргалка будет вам в помощь.
Амортизация – имеет смысл тогда, когда вы предпочитаете ездить по пересеченке, гористой местности, преодолевать преграды (и не только в виде булыжников и бордюров), или ваш вес более 90 кг. От количества амортизаторов велосипеды также подразделяются на несколько подвидов.
Ригрид – без амортизации, жесткий велосипед. К этому подвиду принадлежат: трюковые (BMX), шоссейники, городские. Характерной чертой таких велосипедов является более высокая скорость, однако, вы будете ощущать, как говорится, каждый камушек или выбоину, встречающуюся на вашем пути.
Хардтейл (hardtale) – с передним амортизатором. К ним относятся горные велосипеды, туристические в большинстве своем. Такое расположение амортизатора позволит вам не ощущать тряску, удары и неровности земной поверхности.
С двумя амортизаторами – двухподвес (full suspension). Такую систему имеют обычно самые мощные горные велосипеды, что позволяет с легкостью покорять даже самое большое бездорожье. Однако, это не сможет не сказаться на скорости вашего передвижения (она будет существенно ниже, чем у моделей с отсутствием амортизаторов), велосипед будет тяжелее по весу, а также стоимость такого велосипеда будет значительно дороже.
А теперь подробнее остановимся на «высших материях» - типе амортизатора и его ходе. Амортизационный ход – разница в расстоянии между сжатым и разжатым его состояниями. Чем больше это значение, тем большую вершину вы сможете покорить, и с большей высоты осуществить прыжок. На цену это влияет существенно, поэтому, если вы не экстримал, который только то и делает, что ездит по горам, не гонитесь за этим параметром.
Конструктивно амортизаторы могут быть разными: пружинно-эластомерные; пружинно-масляные; воздушные. Пружинно-эластомерные – пожалуй, самые доступные по цене, обычно применяются в передней амортизационной вилке. Конструктивно состоят из пружины, которая «гасит» нагрузки и внутреннего стержня из полимера, который «гасит» колебания.
Пружинно-масляные амортизаторы состоят из пружины, а также масляного картриджа. Энергия из механической преобразовывается в тепловую путем выхода масла сквозь большие отверстия в таком картридже, а входом – через малые. Такие модели амортизаторов на данный момент считаются самыми эффективными, однако и одними из самых дорогих.
В воздушных амортизаторах блок сжатого воздуха выполняет амортизационную роль вместо пружин. Одним из преимуществ такого вида амортизаторов является то, что жесткость езды (а соответственно, и силу амортизации) можно увеличить/уменьшить, путем подкачки насосом воздуха в него. Он отличается достаточно большой долговечностью, а качество его не падает при перепадах температур (например, низкая температура влияет на эластичность резины в пружинно-эластомерном амортизаторе).
Если ваш велосипед имеет блокировку амортизатора – это будет значительным плюсом, потому как облегчит подъем в гору или добавит скорости при поездке по ровной дороге. Идеально, если кнопка блокировки располагается на руле – так вы сможете в нужный момент ею воспользоваться для облегчения своего передвижения.
Немаловажными параметрами при выборе велосипеда является диаметр колес и размер шин. Для взрослых велосипедов стандартом являются диаметры – 26”, 27,5”, 28” и 29”. Если вы хотите получить высокую маневренность, не прикладывать много усилий для разгона, выбирайте колеса среднего диаметра. Тогда как большие колеса позволят вам набрать большую скорость, обеспечив плавное передвижение. При выборе велосипеда учтите такой параметр, как покрытие шины и ее ширину. Тут есть хитрость – рельефный протектор и большая ширина покрышки позволит вам без труда проехать по бездорожью, песку, грязи, слякоти и т.п. При этом, конечно, большую скорость быстро вы не наберете, тут придется постараться. Для горных велосипедов обычно характерны рельефные широкие покрышки (от 2” в диаметре). Ровные дороги и асфальтовое покрытие требуют более узких покрышек (до 1”). Для поездок как по городу, так и по пересеченке выбирайте среднюю толщину (от 1” до 2”).
Так же, как и детские велосипеды, велосипеды для взрослых можно подобрать по росту и материалу, из которого изготовлена рама. Обычно материалы, которые используют в их изготовлении это сталь, алюминий или карбон. Стальная рама – обладает большой прочностью, стойкостью к повреждениям, однако и вес у такого велосипеда будет значительно больше, чем у модели, рама которой изготовлена из любого другого материала.
Алюминиевая рама – значительно легче стальной, более устойчивая к коррозиям, однако в ремонте «влетит в копеечку». Самый легкий велосипед с карбоновой рамой. По прочности такой материал не отстает от алюминия. Однако, он же будет и самым дорогим, как в обслуживании, так и в стоимости самого велосипеда.
По конфигурации рамы велосипеды также делятся на «женские» (у которых рама выгнута характерно или более низкая) и «мужские» (прямая высокая рама). Однако, и такое деление весьма условно, потому как много девушек предпочитает высокую раму и есть достаточное количество мужчин, для которых низкая рама будет предпочтительнее. При подборе рамы также есть хитрость – если вы стоите рядом с велосипедом, то расстояние между пахом и рамой должно быть примерно 10 см – в таком случае, велосипед подобран вами правильно.
Если вы колеблетесь между выбором рамы побольше и поменьше, то обратите внимание на свою комплекцию. Если комплекция у вас средняя (менее 90 кг), а ездить вы предпочитаете в спокойном темпе, то берите раму повыше. Если комплекция у вас крупная (90 кг и более) и ездите вы достаточно быстро, то берите небольшую раму.
Теперь поговорим о тормозах. Они бывают трех типов: ножные, ободные (V-brake) и дисковые.
Ножные тормоза раньше были очень распространенными – они подразумевали торможение путем обратного прокручивания педалей. Сейчас встречается весьма нечасто, разве что в городских и детских моделях велосипедов. Они достаточно надежны, не зависят от погоды, не нуждаются в периодическом обслуживании. Из-за того, что при торможении наступает блокировка только заднего колеса, могут быть недостаточно эффективными. Однако, если вы ездите по городу аккуратно, не спеша, то такие тормоза станут идеальным выбором для вас.
Ободные тормоза обхватывают раму с двух сторон и работают после нажатия рычага на руле. Могут быть как передними, так и задними. Соответственно, торможение можно производить как одного колеса, так и сразу двух. Однако, у такого типа тормозов есть недостатки – если вы тормозите в мокрую погоду, они могут скользить по раме и достаточно быстрое их истирание, что ведет к частой замене тормозных колодок. Для поездок по городу, тем не менее, таких тормозов вполне достаточно.
Дисковые тормоза бывают также двух типов – механические и гидравлические. Механические дисковые тормоза состоят из колодок, сжимающих при торможении тормозной диск, находящийся в центре колеса, под действием троса, приводящегося в движение через нажатие на рычаг, расположенный на руле (как в случае с обводными тормозами механика действия одинакова).
А вот в гидравлических дисковых тормозах за процесс торможения отвечает тормозная жидкость, залитая в систему. Погода не оказывает ровным счетом никакого влияния на качество торможения. Тормозной путь у такого типа тормозов меньше, чем при использовании обводного типа. Если выбирать между механикой и гидравликой, то механика дешевле в обслуживании, однако гидравлика очень редко нуждается в таком обслуживании в принципе.
Теперь поговорим о еще более «высоких материях» - трансмиссии и количестве скоростей. Скорость велосипеда, в котором только одна передача, зависит от интенсивности прокручивания педалей – чем быстрее вы их крутите, тем быстрее ваша скорость соответственно. Такие типы, как горные велосипеды, «туристы» или гибриды имеют многоступенчатую трансмиссию, что дает вам несомненное преимущество в виде прикладывания значительно меньшего количества усилий при преодолении горных подъемов/спусков, равно как и на достаточно длинных дистанциях.
Такая трансмиссия бывает планетарная или перекидная (звездчатая). Планетарная трансмиссия дороже, однако, ее механизм лучше защищен от внешнего воздействия (вода, песок, грязь), конструктивно в ней отсутствуют лишние детали (звездочки, крепления). Из-за большой стоимости она встречается в велосипедах все реже.
Перекидная трансмиссия состоит из некоторого количества звездочек и креплений, по которым цепь перекидывается при переключении скоростей. Стоит она дешевле планетарной, но чем больше звездочек и креплений (соответственно, и скоростей), тем вероятность их поломки выше.
Количество скоростей в принципе влияет только на стоимость вашего велосипеда. Мало кто из велосипедистов пользуется больше, чем 5 – 8 скоростями, максимум – это 10. А вот 24 или 28 – скорее из области «покрасоваться», чем реально ними кто-то будет пользоваться.
В переключении скоростей немаловажное значение имеют манетки – типы переключателей. Они бывают разные. Грипшифт – вращающиеся цилиндры, расположенные рядом с грипсами (насадки на руле для улучшения захвата его рукой). Несколько рычажков вместе (в составе также тормозные ручки) – триггерные манетки или комбинированные манетки, как их еще называют. Грипшифт – наименее громоздкие, но могут не так четко срабатывать при переключении. Комбинированные (триггерные) – громоздкие, однако и срабатывают всегда, без проскоков.
Теперь вы уже можно сказать «профи» в выборе велосипеда для себя. И вопросы продавца по параметрам не поставят вас в тупик, а, напротив, дадут возможность козырнуть новыми знаниями в области выбора велосипеда. Ну, а ознакомиться с достаточно широким выбором велосипедов, можно, как обычно, на нашем сайте.