Продолжаем цикл статей по подбору велосипеда для себя. В предыдущих статьях мы рассказали, как подобрать городской велосипед для неспешной езды по городу, горный велосипед для покорения вершин и склонов, фэтбайк для бездорожья, туристический велосипед для дальних путешествий с багажом. Сегодня поговорим о трюковых велосипедах или о bmx. Эти велосипеды создавались специально для молодежи, была сформирована целая субкультура bmx-еров, у которых есть свой стиль одежды/обуви, музыки и вообще – жизни. Мы считаем, что наличие здоровых субкультур – это здорово и потому поможем вам выбрать себе подходящий велосипед для этих целей.
Как известно, в субкультуре bmx есть несколько отдельных дисциплин. Для того, чтобы выбрать, к какой из них себя соотнести, нужно покататься около года на трюковом велосипеде. А для определившихся, просто напомним, какие у них названия.
BMX-flat – исходя из названия – это трюки на ровной площади, не касаясь ни руками, ни ногами к земле. Он абсолютно не приспособлен для обычного катания, поскольку имеет очень короткую базу, а четыре пега (специальное приспособление в виде куска трубы (длина - 11 см, диаметр – 4 см), крепящихся на оси велосипеда, позволяющие делать трюки типа скольжения по перилам) достаточно мощные, чтобы служить опорой для ног. Тормозов в таких велосипедах может и не быть установлено, впрочем, как и педалей.
BMX-dirt – это трюки на специализированной трассе – обычно холмистая местность или гористая. Происходят на улице всегда. Есть также горные велосипеды для катания по таким типам трасс. Для дерта bmx обычно делают крепкими и тяжелыми с колесами диаметров 26”, полном отсутствии пегов и передних тормозов. Иногда комплектуются дертовыми тормозными ручками.
BMX-vert – это трюки на обычной или мини-рампе. Рампа по внешнему виду напоминает трубу, которая разрезана напополам. Обычная рампа в высоту до 4-х м с вертикально направленными краями. Катание в такой рампе происходит в вылетах за ее край, исполнении трюков и возвращении обратно. В мини-рампах (высота которых не больше 2-х м) края не стремятся вертикально. Такой велосипед будет тяжелым, с четырьмя пегами, задним гиророторным тормозом (позволяет рулю и переднему колесу свободно вращаться на 360°), сликовыми покрышками (нешипованными, обеспечивающими прекрасный накат), крепкая рама.
BMX-street – трюки, выполняемые на улице (асфальте, ступенях и прочих препятствиях). Для такого типа катания велосипеды тяжелые, пеги установлены на одну сторону, а тормоза снимаются вообще.
А теперь рассмотрим подробнее, какими качествами должен обладать bmx, чтобы соответствовать вашему стилю катания. Ведь, положа руку на сердце, мало кто из bmx-еров придерживается сугубо одного стиля и больше никакие другие стили не пробует. Это же драйв, в нем вся наша жизнь.
Самый важный компонент трюкового велосипеда – это его рама – на нее приходится вся нагрузка. Потому она делается очень мощной, способной выдержать любой трюк и изготавливается из стали – прочная и тяжелая, реже – из алюминия – полегче и подороже. Размеры рам указываются в дюймах. И обычно составляет 21” или 20,5”. Если рост спортсмена составляет от 1,80 м, то имеет смысл обратить внимание на велосипед с рамой 21”, в противном случае может болеть спина после покатушек. Если не можете определиться с геометрией рамы, воспользуйтесь классической, она точно не подведет. Размер перьев также может быть разным – от 13 до 14”. Чем они короче, тем проще совершать на велосипеде трюки, но и тем меньше его устойчивость. Дропауты могут быть разной толщины – 4-8 мм (пластина, на которую крепят втулки). Берите потолще – не помешает.
Вилки для bmx также имеет смысл подбирать прочные. Обращайте внимание на размер оффсета (длину выноса оси втулки до перьев вилки). Чем этот показатель меньше, тем велосипед чувствительнее на поворотах. Обычно вилки изготавливают из хромомолибденового сплава, но бывают варианты с титановыми вилками. Кареток для трюковых велосипедов существует несколько видов, однако, лучшими считаются Mid BB благодаря своему незначительному весу и большим подшипникам. А вот каретка Spanish полегче, но размеры подшипников настолько малы, что на особенно сложных трюках есть вероятность раскрошить их совсем.
При покупке системы на ваш bmx учитывайте количество составных элементов (1, 2 или 3). Трехэлементная система хороша тем, что при поломке одного из ее компонентов можно произвести его замену, не меняя всю систему в целом. Однокомпонентная система легко гнется и часто ломается. А двухкомпонентная – в своем составе имеет ось, что также весьма сложно для ее замены. Шатуны бывают плоскими либо трубчатыми, а по способу крепления – восьмишлицевыми, многошлицевыми или квадратными.
Передняя звездочка может иметь разное количество зубьев и разную толщину. Какую именно ставить – зависит от того, в каком стиле вы собираетесь катать, а также какова ваша физическая подготовка. Выбирая руль, обращаем внимание на его высоту, ширину и поворот/подъем. Вам должно быть удобно совершать разные трюки. Обычно подбирается по ширине плеч. Есть такой тип рулей, как баттированные (в них меняется сечение по длине руля). Велосипед тем маневреннее, чем длиннее вынос руля.
Колеса могут быть с разного диаметра осями (10-14 мм) и разным количеством спиц (36-48). Чем сложнее трюки вы собираетесь исполнять и чем сложнее будут встречаться препятствия на вашем пути, тем большими должны быть эти показатели в количественном плане. Касательно тормозов, то выбирайте их, согласно вашему стилю езды. Обычно bmx-еры тормозят с помощью своей обуви, прижимая кроссовком заднее колесо сверху. Но если тормоза все же решитесь поставить, тогда берите тип v-brake с мощными колодками и жесткими рычагами.
Гиророторы ставятся на велосипеды опытных спортсменов, они позволяют выполнять повороты переднего, да и заднего колеса на 360° не перекручивая при этом тросы тормозов. Это приспособление достаточно недешево стоит, поэтому имеет смысл его ставить в том случае, если вы профессионал, иначе это просто ненужная трата денег.
Пеги ставятся для трюков, либо на одно колесо, либо на два сразу, либо только на одну сторону. С их помощью вы можете разнообразить исполняемые трюки – вы сможете с их помощью прокатиться по краю бордюра или парапета. Все зависит от того, какая нога у вас «толчковая» и какие трюки вы хотите (или будете) устанавливать.
Насчет разброса цен, то тут имеются разные ценовые категории. Если стоимость велосипеда составляет до 300$, то для серьезных трюков он вряд ли сгодится, скорее, покатать на пару сезонов, не забывая обслуживать его периодически. Если ценовая «вилка» находится в пределах от 300$ до 600$, то такой велосипед должен выдержать любительские трюки и прослужит вам достаточно длительное время. А вот велосипеды по цене от 600$ уже идут для профессионалов, там использованы самые передовые материалы и технологии.
Надеемся, наши советы помогли вам и самим стать немного профессионалом в области трюковых велосипедов. Ну, а приобрести достойный велосипед можно, как и всегда, на нашем сайте.