Сложно представить себе более универсальную вещь, чем горный велосипед. Из всех категорий велосипедов, маунтинбайки занимают лидирующие позиции, потому как они подходят как для поездок по городу, так и по пересечной местности, а также выручат вас на горных подъемах или спусках. Для них не страшны ни булыжная мостовая, ни песчаная дюна, ни горы, ни овраги, ни дождь, ни снег. Сегодня будем подбирать себе горный велосипед, рассмотрев все тонкости подбора: тип горного велосипеда (да-да, у них также есть свое деление); назначение, стиль вашей езды, рассмотрим конструктивные особенности таких байков, а также слегка затронем ведущих производителей маунтинбайков.
Горные велосипеды делятся по назначению в зависимости от использования на виды:
- экстремальный спуск с гор (даунхилл/фрирайд);
- скоростная езда по пересеченке (кросс-кантри);
- прыжки с трамплина или экстремальная езда (стрит);
- воздушная велосипедная акробатика (дерт);
- преодоление препятствий (триал);
- велотуризм.
Для того, чтобы правильно выбрать себе модель горного велосипеда и не разочароваться потом в своей покупке, имеет смысл разобраться в каждом типе маунтинбайков более подробно и разобрать их отличия друг от друга. Есть несколько вариантов типов горных велосипедов, которые есть на рынке: хардтейлы, двухподвесы, ригиды.
Хардтейлы – оснащены достаточно жесткой, но в то же время легкой, рамой из разных сплавов (алюминий, углеродное волокно), а также передней вилкой амортизатора. Обычно такие велосипеды подбирают в случае поездок с друзьями по пересеченной местности. Разгон набирается достаточно плавно, а набранная скорость держится значительно дольше.
Двухподвесным называют маунтинбайк, в котором есть как передние, так и задние амортизаторы. За счет своих конструктивных особенностей идеально подходит для экстремальных спусков/подъемов с гор, а также для пересеченной местности. В таких экстремальных условиях они способны набрать достаточно большую скорость, а наличие амортизаторов позволяет не ощущать всех «тонкостей» поездки особенно, по камням.
Для прыжков с трамплина или выполнения трюков воздушной акробатики идеально подходит специальный велосипед, созданный для таких целей, называемый ригидом. Он необходим там, где нужна легкость в управлении байком. Они не имеют амортизаторов, потому по скорости или комфорту уступают остальным моделям горных велосипедов.
Перед покупкой велосипеда также имеет смысл обратить внимание на отдельные детали таких велосипедов, как рама, вилка, тормоза и колеса. Пожалуй, главная часть велосипеда – его рама. Как и любой другой велосипед, маунтинбайк подбирается по росту. Идеально подходящий для вас велосипед, в котором расстояние между рамой и вашим пахом, когда вы ровно станете на землю, а рама будет у вас между ног – от 5 до 10 см. Рамы могут быть изготовлены из стали, карбона, алюминия или титана.
Стальные рамы достаточно долговечны и прочны, хотя, они самые недорогие з всех типов рам. Они эластичны, гасят удары и вибрации, на них получается хороший накат. Однако, есть и небольшой минус – такие велосипеды достаточно тяжелые, подойдут для достаточно сильных людей или же для поездок, где вес байка не критичен (даунхилл).
Следующие по стоимости – алюминиевые рамы – отличаются легкостью и прочностью. Для горных подъемов они подходят идеально, поскольку на них легко подниматься под гору. На ровной дороге они также хороши, потому что скорость на них набирается очень хорошо, однако накат будет слабым. Из минусов также можно отметить то, что алюминиевая рама достаточно жесткая и все перепады плохих дорог в виде бугорков, камушков, булыжников будут очень ощутимыми.
В профессиональных велосипедах используются титановые рамы – они самые прочные, легкие и удобные в эксплуатации. Из-за высокой стоимости титана такие велосипеды – самые дорогие.
Рамы из карбона также достаточно дорогие, но отличаются надежностью и долговечностью. Однако при покупке учитывайте, что велосипед с карбоновой рамой дорогой, потому если вы видите низкую цену на такую модель – это должно вас сразу насторожить, потому что карбон хорошего качества дешевым быть не может.
При выборе маунтинбайка учитывайте также особенности его вилки. Существует несколько видов вилок: ригидная, амортизационная и амортизационная с подкачкой воздуха. Ригидная (жесткая) вилка ставится на велосипед при полном отсутствии амортизаторов. Ставится обычно на шоссейники, стритовые или триальные велосипеды. Благодаря такой вилке обеспечивается отличный накат, но они сильно уступают по комфорту, поскольку отсутствие амортизаторов дает вам в полной мере ощутить на себе «все прелести» неровных дорог.
Амортизационная вилка состоит из нескольких частей – пружины, демпфера, картриджи – которые позволяют вам не ощущать всех тягот катания по ухабистой местности. Существует также модификация амортизационной вилки – с воздушной подкачкой. Она имеет больший размер, чем стандартная, плюс, отдельный картридж подкачки воздуха. Да, такая вилка существенно дороже, однако, она считается самой хорошей в плане того, что полностью впитывает любые вибрации.
По тормозам мы подробно говорили в одной из наших предыдущих статей. Вы уже знаете, что их бывает несколько видов: механические V-Brake, гидравлические V-Brake, механические дисковые и гидравлические дисковые.
Механические V-Brake нуждается в постоянном наблюдении за состоянием колодок и ободка, потому как они довольно быстро истираются, ведь ездить приходится не по ровным дорогам, а по пересеченной местности. Гидравлические V-Brake отличаются от механических тем, что тормозную функцию в них выполняет гидравлическая жидкость, а не трос. Дисковые механические тормоза работают по примеру мотоцикла. Состоят из тормозного диска и колодок, которые во время торможения сжимают такой диск с обеих сторон. Такие тормоза лучше подходят для маунтинбайков. В дорогих моделях велосипедов используется дисковые гидравлические тормоза, в них торможение происходит с помощью масла. Единственное, на что надо будет периодически обращать внимание, это уровень масла в системе. От себя добавим, что на велосипеды для горных спусков и трюков ставится только дисковая гидравлика.
Касательно диаметра колес, то основная масса их в диапазоне от 24” до 26”, однако встречаются модели, с диаметров 28”. Резина обычно ставится на такие колеса шипованная, с зацепами. Если вы собираетесь путешествовать по горам, труднопроходимым тропам, каменистой пересеченке, тогда только имеет смысл ставить сильно шипованные покрышки. Потому что в противном случае вы будете тратить слишком много времени и сил на поездку. В идеале, конечно, один раз потратиться и приобрести несколько сменных комплектов резины (или хотя бы по одному – один – шипованный, а второй – нет). Касательно количества спиц в колесах, то оно колеблется в пределах 32 – 36 шт. Для агрессивных видов катания стоит остановить свой выбор на большем количестве спиц.
Маунтинбайки не могут похвастаться особой дешевизной из-за дороговизны отдельных элементов велосипеда. Потому плюс-минус достойные модели могут стартовать сразу от 200$. Если вы будете эксплуатировать ваш байк в сложных условиях и рассчитываете ездить на нем долго, то выбирайте байки по цене от 450$ до 700$. Ну, а топовые или спортивные модели будут находиться выше этого ценового диапазона. Есть несколько весьма популярных брендов, которые отличают идеальное соотношение цена-качество. Это «американцы» - Specialized, Felt, Cannondale, GT; «немцы» - самые известные – Bergamont, Cube, Wheeler, BMW M Bike; тайваньские – Merida и Giant.
На какой конкретно модели остановиться – тут уже выбор зависит от вас самих и ваших финансовых возможностей. Главное, в выборе горного велосипеда – не экономить. Лучше чуть подождать и подсобрать денег, чем потом разочароваться своей покупкой. Кстати, лайфхак – зимой и в новогодние праздники велосипеды стоят дешевле, чем в самый разгар сезона из-за сниженного спроса на них в условиях нашего климата. А выбрать горный велосипед (как и любой другой) вы можете на нашем сайте.


