Несмотря на все еще погожие деньки, пора признать – лето закончилось, на улице осень, зима близко. Как бы нам не хотелось продлить велосезон, сделать это никак не получится – под дождем особо не поездишь, а по снегу – тем более. И сам собой возникает вопрос – а что же делать со своим велосипедом? Как его правильно хранить и где, чтобы весной не пришлось тратить уйму времени и денег на его ремонт и подготовку к новому сезону. Кто-то готовит сани летом, а мы расскажем вам о секретах правильного хранения байка в холодную пору года, чтобы весной он сразу был готов к катанию.
Далее поговорим о следующем:
• как подготовить байк к длительному хранению;
• где хранить велосипед зимой;
• как подобрать крепеж для велосипеда;
• к чему может привести неправильное хранение велосипеда.
Если заранее озаботиться этими вопросами и потратить немного времени на это, то он прослужит вам не один год. А учитывая стоимость хороших моделей и запчастей к ним, вряд ли кто-то захочет каждый год приобретать новую.
Как подготовить байк к длительному хранению
Даже если вы катались очень аккуратно, старательно объезжая все лужи и ямы, не выезжая в ненастную погоду, все равно на нем оседает пыль и грязь. Поэтому первая задача – качественно его вымыть, поскольку грязь и пыль в будущем могут вывести из строя если не все транспортное средство, то некоторые детали совершенно точно. Учитывайте также, что наносить любое покрытие сверху нужно только на чистый велосипед.
Итак, запасаемся тряпками и моющими средствами и приступаем к тщательнейшему мытью. Самые загрязненные части в любом байке – рама (особое внимание уделяем ее окончанию), а также цепь, педали, тормозная система (звездочки, подшипники, тросики), не забывая также о колесах. Цепь легко очищается уайт-спиритом. Тщательно промойте покрышки и проверьте спицы в них. После гигиенических процедур следует его насухо протереть и еще дать время самостоятельно просохнуть (примерно день).
Затем проверяем, нет ли каких-то видимых повреждений или поломок, поскольку в дальнейшем это аукнется на стоимости ремонта. Все, что вышло из строя – ремонтируем своевременно, не откладывая в долгий ящик. Стертые тормозные колодки или диски меняем сразу, не откладывая на потом. Если не справитесь с данной задачей самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам.
Далее приступаем к консервации велосипеда. Хорошо смазываем все необходимые компоненты. Цепь обрабатываем специальном маслом, уделяя внимание каждому звену. Излишки аккуратно удаляем с помощью тряпки или губки. На звездочки, ролики и тросы наносим масло или же технический вазелин (исключительно после их очистки, на грязь наносить его нельзя). Втулки, каретка и рулевой стакан также нуждаются в полном обновлении смазки. Не подходят для обработки движимых элементов велосипеда такие вещества:
• парафин (густой и забывает звенья, в результате они не будут обеспечивать транспорту легкий ход);
• машинное масло (его плотность подходит для автомобильных запчастей, но не для байка);
• солидол (при оседании на него пыли имеет свойство каменеть, что повлечет за собой поломку смазанных элементов).
При использовании смазки главное - не перестараться и выбрать ее оптимальное количество, дабы она не накапливалась в мелких комплектующих. Как бы вы ни старались его прикрывать от пыли, в любом случае, какой-то процент ее все равно осядет, а, смешавшись с маслом, приведет к тому, что весной снова придется прибегнуть к очистке.
Для сбережения покраски на раме, нужно наносить на нее полироль, в составе которого имеется воск. Седло стоит держать вообще отдельно от велосипеда, в тепле, предварительно нанеся на него специальную мазь из воска и жира, если материал сидения – кожа. Пластиковое можно просто протереть влажной салфеткой и вытереть насухо. Покрышки на зиму можно смазать глицерином или средством на его основе. Это воспрепятствует появлению микротрещин в дальнейшем. Главное правило эксплуатации любого велосипеда – все его детали следует смазывать в обязательном порядке предназначенными для этого средствами хотя бы раз в год. Мыть и чистить – по мере загрязнения и перед консервацией.
После проведения всех этих процедур приступаем непосредственно к подготовке к дальнейшему хранению – а именно – снимаем натяжение и давление с разных частей. Для этого снимаем некоторые компоненты, чтобы ровер стал компактнее или же, чтобы они не подвергались воздействию низких температур, если место для его хранения у вас все-таки балкон. Снять необходимо – сидение, педали, фонарь, крылья, пластиковые элементы. В идеале – цепь также снимается, но, если вы не владеете подобными навыками, тогда поставьте на велосипеде парковочную передачу (когда она ставится в позицию на самую маленькую звездочку впереди и на колесе), чтобы препятствовать ее растягиванию во время вынужденного простоя, а также снижает нагрузку на тросы, манетки и пружины переключателя. Все вспомогательные аксессуары – навигатор, фонарик и т.п. обязательно демонтируются и убираются в теплое место в квартире. Аккумуляторы также лучше вынимать, поскольку они могут не только разрядиться за этот срок, но и потечь, что губительно для любой из частей вашего транспортного средства.
Если вы планируете сберегать велосипед в позиции стоя, то шины накачиваются полностью. Подвешенное состояние требует наоборот, их слегка приспустить. В каком бы положении не пребывал транспорт в зимний период, нужно в обязательном порядке хотя бы 2 раза в месяц прокручивать педали и колеса. Это препятствует загустению смазки, которой вы предварительно обработали все узлы. А вот держать ровер, подвешенным вверх ногами (шинами вверх) не рекомендуется, особенно, если вы пользуетесь гидравлической системой тормозов, потому как выводит их строя.
Какое бы место для своего транспорта вы ни выбрали, рекомендуется найти самый темный угол, дабы на него не попадали прямые солнечные лучи, что может привести к растрескиванию или потускнению покрытия рамы и появлению трещин в покрышках. Можно прикрыть его специальным чехлом, однако в таком случае убедитесь, что подобранный уголок достаточно сухой, поскольку под накрытием будет образоваться конденсат, что негативно отразится на металлических деталях и неизменно повлечет за собой их коррозию. Специалисты не рекомендуют накрывать или укутывать велосипед пленкой по этой же причине. Лучше просто оставить его как есть, ничем не прикрывая, чем позволить образоваться влаге на нем. Поскольку вы все равно будете проведывать транспорт для прокрутки шин, не забывайте при этом аккуратно смахивать с него пыль, протирая сухой тканевой салфеткой периодически.
Где хранить велосипед зимой
Подготовка завершена, осталось только найти стоянку, где он спокойно перезимует. Мороз, влажность, солнечные лучи – главные враги вашего байка. Поэтому нет места хуже для его содержания, чем открытый балкон. Это равно смертному приговору. Уж лучше сразу продать железного коня с приходом холодов, потому как весной придется или делать капитальный ремонт, или попросту выбросить его.
Идеально для холодного периода подойдет квартира, кладовка или утепленный/застекленный балкон без резких перепадов температур. Либо оставить на зиму в гараже (если температура там относительно стабильная и он достаточно утеплен), но тут необходимо учитывать некоторые нюансы – нельзя спускать его в смотровую яму, потому что там обычно повышена влажность. Для того, чтобы в гараже велосипед нормально себя чувствовал, озаботьтесь специальным тканевым чехлом, куда его нужно упаковать. Где бы вы не решили держать свой транспорт – периодический осмотр хотя бы раз в месяц никто не отменял.
В самом жилье не рекомендуется ставить ровер возле отопительных приборов – перегрев также опасен для него, как и холод. Если отдельного помещения для хранения в доме у вас нет, то закрепите его в стоячем положении на полу, для этого стоит приобрести особый крепеж, фиксирующий его в неподвижном состоянии при возможности проворачивания колес. Как альтернатива - держать его в подвешенном виде (только не шинами вверх), либо же сложить и спрятать в контейнер (подойдет даже коробка, где он находился на момент приобретения), который легко спрятать под кровать или поставить в шкаф. Альтернатива - попросту оставить его в коридоре, если место позволяет. Профессиональные велосипедисты покупают индивидуальные шкафы для хранения велосипедов. Однако, подобная покупка имеет смысл лишь тогда, если у вас большая площадь жилья либо дорогая модель велосипеда, потому что цена такого приспособления весьма недешевая. Либо же еще проще – повесить велосипед на стене с помощью особых креплений, о чем мы расскажем вам далее.
Как подобрать крепеж для велосипеда
Уголок для хранения мы нашли, теперь необходимо озаботиться креплениями. Существует несколько вариантов таких приспособлений:
• напольное (велосипед будет находиться в положении стоя, но зафиксированным неподвижно, с отдельными прорезями для шин, откуда он легко вынимается для их периодической прокрутки; некоторые модели позволяют осуществлять ее без необходимости выемки);
• настенное (крюки или подвесные полки из труб; однако в первом случае учитывайте, что они не рассчитаны на вес более 22 кг);
• потолочное (представлено специальными крюками или подвесными стойками, куда помещается весь велосипед).
Если у вас нет финансовых ресурсов к приобретению крепежа для своего транспортного средства, тогда зафиксируйте его на стене или потолке с помощью больших гвоздей, из которых сформируйте крюки. Однако учитывайте, что их необходимо покрыть сверху силиконом, либо обмотать тканью или другим материалом, дабы не поцарапать байк. Основное правило хранения велосипеда в подвешенном состоянии – крепить его только за раму. Подвешивание за колеса приводит к их деформации, поскольку на них в такой ситуации припадает слишком большая нагрузка.
Еще одним вариантом сохранности транспорта зимой без использования креплений – полностью разобрать его и упаковать надлежащим образом, чтобы ни одна его часть не была подвержена риску повреждения или выхода из строя. Какой бы вариант вы ни выбрали, главное – провести предварительную консервацию и надежно зафиксировать его, чтобы он не упал и не травмировал вас и ваших близких или домашних питомцев. Не лишним будет дополнительная фиксация, скажем, веревкой к креплениям, при этом вовсе необязательно обматывать его коконом, хватит нескольких охватов для страховки. К слову, в интернете есть масса примеров того, как оформить хранение велосипеда в квартире с помощью нестандартного дизайнерского решения, что будет не только способствовать его сохранности, но и привнесет оригинальности в ваш интерьер.
Если же позволяют финансы - отдайте свой байк на зимовку в веломагазин или мастерскую. Там не только проведут техосмотр и консервацию, но также обеспечат все условия для правильного хранения велосипедов на зиму. Однако, услуга эта отнюдь не бесплатная. Некоторые веломагазины предлагают сбережение велосипеда в магазине, сроком от 1 месяца с возможностью его использования. Примерная стоимость - от 160 грн/мес. Есть альтернатива пребывания его на складе, сроком от 3-х месяцев, без возможности пользоваться транспортом по цене от 100 грн/мес.
К чему может привести неправильное хранение велосипеда
Если пренебрегать рекомендациями, описанными выше, то последствия могут быть следующими:
• высокая влажность вследствие перепадов температур или размещения рядом с байком сушки для белья, приведет к тому, что металлические компоненты попросту начнут покрываться ржавчиной; даже, если на видимых частях ее нет, это не значит, что на подвижных элементах не образовывается конденсат;
• воздействие ультрафиолетового излучения повлечет за собой выцветание покрытия рамы, растрескивание краски, а также к появлению трещин на покрышках и камерах; помимо того, грипсы могут также потрескаться или вовсе лопнуть;
• тормоза (особенно, гидравлические) очень не любят холода – при низких температурах жидкость замерзает, что не только сказывается на ее характеристиках, но и ведет к поломке всей тормозной системы, а значит и замене ее в будущем, что очень накладно по финансам;
• скопление пыли в помещении, где вы содержите велосипед, при оседании ее на разных частях транспорта ведет к тому, что, смешиваясь со смазкой, она образует твердые частицы, попадающие в движимые элементы, что вызывает преждевременный выход их из строя.
Вместо выводов
На самом деле в хранении велосипеда зимой нет ничего особо сложного. Важно тщательно его почистить, смазать специальными средствами каждую деталь, нуждающуюся в подобном уходе и правильно расположить его в квартире, кладовой или на застекленном (в идеале – утепленном) балконе. Ремонтные работы, если они необходимы, нужно проводить сразу самостоятельно или обратившись в сервисные центры. Если же у вас нет никакой возможности консервировать и хранить байк, вы можете воспользоваться услугами по сбережению велосипедов, предоставляемые многими веломагазинами - складирование с возможностью использования велосипеда за этот период, или же без нее. А ознакомиться с ассортиментом крепежей, аксессуаров для хранения и защиты, изучить их характеристики, описания и отзывы можно на сайте нашего интернет-магазина.