История всемирно известного бренда началась не с производства бытовой техники, а с выпуска сельскохозяйственной продукции. Как известно, случайностей не бывает, но для того чтобы компания обрела нынешнее положение и репутацию, требовалось, чтобы в одно и тоже время, в одном и том же месте произошли несколько событий. В конце 40-х годов 20 столетия компания находилась на грани банкротства, но в послевоенное время государство активно поддерживало промышленность, поэтому за руководство компанией взялись амбициозные, бесстрашные лидеры.
Бренд Gorenje
Вместе с тем, в югославской деревушке Горение работала кузня Шпеха, которая после национализации была переименована в Окружное металлообрабатывающее предприятие со штатом в 10 человек.
Весной 1953 года руководителем предприятия был назначен И. Ателшек – один из лучших директоров компании. Он считал, что для успешного развития предприятия недостаточно только повышения эффективности труда. В результате он смог реорганизовать ремесленную мастерскую, увеличить производительность труда, что привело к повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции. Особой популярностью в то время пользовались прессы для фруктов, а в 1956 году компания создала и запатентовала первую молотилку. Этот патент был первым из 150, принадлежащих ей, в сфере внедрения инновационных технологий.
Кухонные плиты на твердом топливе
Следующим этапом развития Gorenje был переезд, который в 1958 году позволил наладить выпуск плит и печей, работающих на твердом топливе «Тоби». В последующие 5 лет количество работников предприятия возросло в 10 раз. Успех твердотопливных плит и печей позволил Gorenje перейти на серийное производство. И. Ателшек уже тогда был убежден, что без мотивации сотрудников нельзя рассчитывать на успех компании. Это послужило стартом для формирования у сотрудников приверженности компании. Люди с удовольствием работали в свободное время и отдавали определенный % своей зарплаты на покупку станков и обустройство цехов, чтобы повысить КПД своего труда и облегчить его. Достигнуть такого результата удалось только благодаря умелому руководству Ателшека.
Недавно Gorenje отпраздновала двойной юбилей – 50 лет тому назад производство переехало в город Веленье. Тогда это было стремительно развивающееся шахтерское поселение с благоприятными условиями для развития производства. Местный завод Gorenje располагал помещениями и руководство было заинтересовано в создании рабочих мест для шахтерских жен. Именно тогда Окружное металлообрабатывающее предприятие было переименовано в Gorenje. Новые производственные мощности и помещения позволили пополнить ассортимент выпускаемой продукции газовыми и электрическими плитами.
Дорога на зарубежные рынки
В 60-е годы Gorenje занимала прочное положение на югославском рынке и искала пути к налаживанию экспорта своей продукции. В 1961 году производитель впервые отгрузил партию кухонных плит в Германию. Высокое качество продукции открыло для Gorenje возможность экспорта в другие страны, но необходимо было усовершенствовать дизайн техники. В результате в 1963 году в штат приняли нового дизайнера, а уже спустя 7 лет был открыт целый дизайн-центр Gorenje Design Studio, в котором и по сей день специалисты работают над улучшением внешнего вида продукции бренда.
Стиральные машины
Кроме выхода на международный рынок, 60-е годы ознаменовались освобождением многих женщин от домашних хлопот, выполнение которых теперь доверяли бытовой технике. Первые стиральные машины автоматического типа были выпущены в 1964 году на заводе в Веленье. Именно Gorenje стала впервые поставлять на внутренний рынок стиральные машины-автоматы и к 20-летнему юбилею основания компании выпустила более 200 тысяч единиц этой продукции.
Создание сервисной службы
Год от года объемы продаж производителя неуклонно росли, бытовая техника становилась более технически сложной, поэтому в 1967 году была создана служба поддержки потребителей, которая и сегодня является весомым аргументом при выборе бытовой техники бренда.
Производство холодильников
Конечно же, без этих агрегатов и морозильных камер назвать ассортимент крупной бытовой техники Gorenje полным, было бы неправильно, что и подтвердили маркетинговые исследования. Поэтому в 1968 г. производитель начал выпуск первых компрессионных холодильников и морозильных камер. В последующем году среднегодовой выпуск этой продукции составил 300 тыс. единиц.
С расширением ассортимента производимой продукции одним из приоритетных направлений деятельности бренда стала программа Дом. Было начато серийное производство мелкой бытовой техники и год спустя свет увидел первый телевизор, выпущенный под брендом Körting. Вскоре потребителям была предложена и кухонная мебель. В стремлении расширить свою деятельность и закрепить успехи, Gorenje совершила ряд приобретений, что привело к общему увеличению штата сотрудников до 20 тысяч человек.
Продвижение на мировые рынки
Направленность на экспорт привела Gorenje к формированию разветвленной сети иностранных филиалов и отделений, что способствовало стремительному росту продаж. Первое зарубежное представительство было открыто в 1972 году в городе Мюнхен (Германия). Это стало свидетельством интеграции компании в международную торговлю.
Если в 70-е годы наблюдалось увеличение объема производства, то 80-е охарактеризовались развитием информационных технологий, разработками в сфере технологий и дизайна, а также ориентацией на улучшение системы управления. В это время были выпущены узкие газовые плиты, встраиваемые духовые шкафы и варочные панели, а также холодильники. Появились в продаже стиральные машины с баком из нержавеющей стали и скоростью отжима до 1000 оборотов в минуту, а среднегодовой объем производства достиг 1,65 млн. единиц крупной бытовой техники.
К сожалению, 90-е годы стали тяжелыми для Gorenje и для Югославии в целом. Распад внутреннего рынка сильно повлиял на положение компании, поэтому особо остро встал вопрос укрепления позиций на Западе и поиск новых возможностей на восточноевропейских рынках. Это вскоре привело к увеличению доли экспорта, составляющему теперь 90% от общего объема. В 1997 году компания была приватизирована и реорганизована в акционерное общество.
Инновации и интенсивное развитие
Не все было однозначно плохо в 90-е годы. Они также запомнились стремительным развитием бытовой техники в сферах дизайна и технологий. Различные инновационные решения нашли применение в производстве варочного оборудования, что привело к началу выпуска стеклокерамических варочных поверхностей. Кроме того, в 1992 году началось производство аэрационных сушильных машин. Также потребители оценили уникальный дизайн стиральной машины Simple & Logical, оснащенной сенсорным управлением. Следующим на очереди было производство конденсационных сушильных машин, а выпуск новых моделей холодильно-морозильной техники был ориентирован на снижение отрицательного воздействия на экологию. Компания одна из первых отказалась от применения озоноразрушающих газов.
Теперь белый цвет перестал быть доминирующим в технике бренда. Так, стиральные машины получили серебристую окантовку, а некоторые холодильники были окрашены в цвет нержавеющей стали. Еще одним тяжелым периодом для компании стал глобальный финансовый кризис в 2009 году, который повлиял на амбициозные планы и вынудил принять экстренные меры по стабилизации ситуации. Огромные усилия и профессионализм позволили сохранить доверие покупателей и более того, даже увеличить долю продаж на мировом рынке.
Gorenje сегодня – это не просто бренд, это люди, верящие в свои творческие силы и четко представляющие будущее компании. А в том, что оно будет светлым, мы не сомневаемся. Ознакомиться с полным ассортиментом современной техники Gorenje, изучить ее описания, особенности, технические характеристики, актуальные цены и отзывы на популярные модели можно на сайте нашего интернет-магазина.